Прошедший саммит, по словам главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, знаменует собой "новое начало старой дружбы". Возобновить эту дружбу в Брюсселе, а также не в последнюю очередь в Берлине, решили еще в прошлом году - на фоне разрыва экономических связей с Россией и нарастающего обострения отношений с Китаем.
Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель тогда заявил, что 2023 год должен стать "годом Латинской Америки в Европе и Европы в Латинской Америке". А уже в январе в регион потянулись с визитами европейские политики - в том числе и сами Боррель с фон дер Ляйен, а также канцлер Германии Олаф Шольц и его министры.
Немецкая деловая газета Handelsblatt объясняет эту резко возросшую активность предельно просто: "Правительство Германии поставило перед собой цель снизить зависимость от Китая, но это может сработать только в том случае, если ЕС установит новые экономические отношения".
Немецкой, как и всей европейской промышленности, сейчас очень нужны новые рынки сбыта, квалифицированная рабочая сила, а также стратегически важные для возобновляемой энергетики металлы, которые ЕС сейчас по большей части получает тоже из Китая. В Южной Америке эти металлы есть и в большом количестве, включая огромные запасы лития и меди. "Компании срочно ждут соглашения, которое может стать серьезным фактором для экономики Германии", - приводит Handelsblatt слова Уты Кнотт, возглавляющей южноамериканское направление в Союзе немецкой промышленности.
Но договориться пока получается не очень. Уже в первый день саммита Боррель предупредил журналистов, что прорыва по соглашению с МЕРКОСУР ждать не стоит. Южноамериканцы недовольны попытками Брюсселя навязать им экологические требования к сельхозпродукции и обязательства по сохранению тропических лесов. В ЕС в свою очередь опасаются, что без этих обязательств и требований дешевая прод/p>
При этом экологические последствия расширения добычи металлов, будь то в Южной Америке или Африке, Евросоюз не слишком интересуют. Никакой конкуренции с европейскими производителями в этой сфере нет, наоборот - металлов они готовы импортировать как можно больше, не обращая внимания на последствия для местных коренных народов и экосистем. Левые активисты в ЕС уже окрестили такой подход "новым зеленым колониализмом". "У Латинской Америки отнимают ее ресурсы, как это происходило и 500 лет назад. Раньше были золото, серебро и олово, теперь - литий, вода и энергия ветра", - отмечало издание TAZ.
Европейские политики, впрочем, и не скрывают, что дружить они собираются именно ради ресурсов. "Литий, медь, зеленый водород - это то, что Европе нужно, а Аргентина может поставить", - говорила фон дер Ляйен во время своего недавнего визита в Буэнос-Айрес. Правда, аргентинский президент Альберто Фернандес на это ответил, что его страна, как и весь МЕРКОСУР, не намерена становиться поставщиком одного только сырья для ЕС и покупать потом произведенные из этого сырья промышленные товары по высоким ценам.
"Ассоциация предполагает, что от нее выигрывают обе стороны. А когда выигрывает одна сторона, то это перестает быть соглашением и становится больше похоже на шутку", - заявил Фернандес во время саммита.
Аналогичное мнение высказывал и президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Сильва: "Мы не заинтересованы в подписании соглашения, которое обрекает нас на вечную роль сырьевого экспортера".
Еще одним спорным вопросом саммита стал украинский конфликт - тем, которая, казалось бы, имеет не самое важное значение для отношений между ЕС и Латинской Америкой. Но Евросоюз - не единственный, кто приходит в регион с предложениями о сотрудничестве. Поэтому Брюссель старается, насколько возможно, отсечь конкурентов, и в первую очередь Китай и Россию.
"Это времена больших геополитических перемен, и друзьям-единомышленникам, таким как ЕС, латиноамериканским и карибским партнерам, необходимо с